Главная Наши клиенты Органы государственного управления

Система межведомственного документооборота (СМДО) государственных органов Республики Беларусь

I.  Реализация первой очереди СМДО в рамках исполнения Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003 – 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», задание №49

II. Реализация второй очереди СМДО в рамках исполнения подпрограммы «Электронное правительство» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы

Заказчик

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь (далее — Минсвязи) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Одной из главных задач Минсвязи является организация разработки и реализации программ развития связи и информатизации, в том числе Государственных программ.

Цели и задачи проекта

Цель проекта — создание системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь, которая будет способствовать: 

  • Улучшению информационного взаимодействия государственных органов Республики Беларусь 
  • Повышению эффективности использования разрозненных информационных ресурсов 
  • Повышению оперативности принятия управленческих решений.

Реализация проекта решает следующие задачи: 

  • Обеспечение организации информационного взаимодействия республиканских органов государственного управления
  • Объединение в единое целое рассредоточенную информацию с целью получения интегрированных данных о состоянии отраслей, регионов, населения и народного хозяйства в целом
  • Организация посредством внутрисетевой почтовой службы оперативного обмена электронными документами с обеспечением конфиденциальности информации 
  • Обеспечение резервирования и архивирования информации с реализацией возможности доступа к электронным архивам.

Краткое описание проекта

Разработка и внедрение на базе ППП «Канцлер» системы межведомственного электронного документооборота в государственных органах Республики Беларусь, начиная с Государственного учреждения «Главное хозяйственное управление» Управления делами Президента Республики Беларусь, будет осуществляться в три этапа:

  • В 1-й очереди реализации системы с подключением до 77 абонентов 
  • Во 2-й очереди реализации системы с подключением до 117 абонентов
  • В развитии планируется создание ведомственных (корпоративных) систем электронного документооборота.

Выполнение данной программы позволит поэтапно перейти к выполнению последующих работ по созданию интегрированной информационной системы республиканских органов государственного управления с реализацией принципа  «одного окна».

В результате проведенных Министерством связи и информатизации Республики Беларусь тендеров исполнителем по созданию 1-й и 2-й очередей СМДО государственных органов Республики Беларусь была утверждена компания СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA).

Весомым критерием выбора компании IBA в качестве исполнителя проекта, помимо того, что IBA является разработчиком ППП «Канцлер», стал успешный многолетний опыт специалистов этой компании в разработке и внедрении систем электронного документооборота на предприятиях и в организациях Беларуси и других стран СНГ.

Начало проекта 1-й очереди — IV кв. 2008г.
Окончание проекта 1-й очереди — 2010 г.

Начало проекта 2-й очереди — I кв. 2012 г.
Окончание проекта второй очереди — IV кв. 2012 г.

Результаты проекта

22 декабря 2010 года 1-я очередь СМДО государственных органов Беларуси прошла приемочные испытания и с 1-го января 2011 года введена в постоянную эксплуатацию в Государственном учреждении «Главное хозяйственное управление» Управления делами Президента Республики Беларусь», а также в 77 государственных организациях Республики Беларусь. Акт приемки результатов проекта подписан Министром связи и информатизации РБ Николаем Пантелеем.

В ходе реализации проекта создания 1-й очереди СМДО выполнены следующие работы:

  • Произведен сбор сведений и предварительный анализ объектов автоматизации, осуществлен детальный анализ процессов, подлежащих автоматизации. По результатам разработан отчет о научно-исследовательской работе «Обследование объектов государственных органов и иных организаций Республики Беларусь, входящих в СМДО»
  • Разработано техническое задание на СМДО
  • Разработана пояснительная записка к проекту СМДО
  • Разработан макет первой очереди СМДО
  • Выполнены работы по интеграции автоматизированной системы документального обеспечения Управления «Делопроизводство» на базе ППП «Канцлер» с СЭД «Рекорд» (Аппарат Совета Министров Республики Беларусь)
  • Выполнена инсталляция и настройка серверной и клиентской части СМДО
  • Разработан комплект программной документации
  • Разработаны программа и методика (ПМ) предварительных испытаний
  • Проведены предварительные испытания по разработанной ПМ
  • Проведено поэтапное введение СМДО в опытную эксплуатацию
  • Создана система защиты информации (СЗИ) СМДО, подготовлено более 20-и документов, необходимых для испытаний СЗИ и аттестации СМДО по безопасности (в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 675 от 26.05.2009 г.)
  • Разработаны программа и методика (ПиМ) приемочных испытаний
  • Проведены приемочные испытания по разработанной ПиМ
  • Проведена аттестация СМДО по безопасности с получением соответствующего аттестата
  • Разработан модуль для автоматической проверки и заверения электронно-цифровых подписей (ЭЦП) электронных документов, что позволило обеспечить полноценный документооборот с использованием программных средств ЭЦП различных криптопровайдеров.

Внедрение 1-й очереди системы обеспечило: 

  • Организацию информационного взаимодействия с использованием электронной подписи на уровне систем внутриведомственного электронного делопроизводства Администрации Президента Республики Беларусь и Аппарата Совета Министров Республики Беларусь
  • Организацию межведомственного электронного документооборота республиканских органов государственного управления на уровне абонентских пунктов (канцелярии).

Внедрение 2-й очереди защищенной межведомственной системы электронного документооборота позволило обеспечить:

  • Реализацию безбумажного межведомственного документооборота республиканских органов государственного управления в соответствии с действующим законодательством
  • Полнофункциональное взаимодействие СМДО с внутриведомственными системами электронного документооборота пользователей СМДО с использованием ЭЦП различных криптопровайдеров и механизмов гарантированной доставки электронных сообщений
  • Резервирование и архивирование информации с обеспечением возможности доступа к электронным архивам
  • Защиту документов, передаваемых между территориально-распределенными организациями, с использованием  электронной цифровой подписи внешнего, сертифицированного в Республике Беларусь, криптопровайдера, ЭЦП которого совместима с ЭЦП, используемой в СМДО первой очереди 
  • Модернизацию программных комплексов первой очереди СМДО посредством расширения функциональных возможностей и абонентской базы системы.
     

Перспективы развития

В дальнейшем развитии Системы предполагается расширение её функциональности и списка абонентов системы.

 

 

Отзыв А.А. Ильина, директора Департамента информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь: «СП ЗАО «Международный деловой альянс» является исполнителем НИОКР по проекту №49 «Создать первую очередь системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь» … разработана 1-я очередь системы межведомственного электронного документооборота государственных органов и иных организаций Республики Беларусь… С 01.01.2011 первая очередь СМДО введена в постоянную эксплуатацию в 77 государственных органах и иных организациях-потребителях СМДО…» Отзыв Министерства связи и информатизации Республики Беларусь

 
Отзыв Н.П. Пантелея, Министра связи и информатизации Республики Беларусь: «СП ЗАО «Международный деловой альянс» является исполнителем проекта №10 «Разработать и внедрить вторую очередь защищенной межведомственной системы электронного документооборота (СМДО) государственных органов Республики Беларусь» подпрограммы «Электронное правительство» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы…» Отзыв Министерства связи и информатизации Республики Беларусь